Сергей Светлаков: «Фильмы «Жених» и «Горько!» в чем-то похожи, в чем-то – абсолютно разные»
В течение двух лет бывшие кавээнщики, ведущие юмористы страны Сергей Светлаков и Александр Незлобин создавали народную комедию «Жених». О том, как немец Гельмут приезжает жениться на русской красавице Алене, но встречает сопротивление нелепого и смешного бывшего мужа. Режиссером комедии стал Незлобин, а главную роль сыграл Светлаков. Ради позитивного финала создателям пришлось перенести дату выхода фильма с майских праздников на сентябрь, вложить еще финансов и доснять добрый финал. Все потому, что они очень хотели создать по-настоящему развлекательное кино – ведь сейчас зрителям так не хватает позитива. Об этом Сергей Светлаков рассказал Tricolor TV Magazine на премьере фильма в Петербурге. Почему осы сорвали первый съемочный день, как Незлобин стал режиссером, чем «Жених» отличается от «Горько!» – читайте в интервью с Сергеем Светлаковым.
Сергей Светлаков на премьере комедии «Жених» в Петербурге
Сергей, с Александром Незлобиным вы вместе писали сценарий, вместе снимали фильм. Каково работать в тандеме?
Мы с Сашей знакомы много лет и по КВН, и по Comedy Club, кроме того, мы – земляки. Я из Екатеринбурга, он – из Свердловской области. Сошлись мозгами и пониманием того, что нужно делать, мы отлично понимаем друг друга. Сценарий «Жениха» мы писали около года каждый день, поэтому нам надо было жить в одном районе, неважно – в какой стране, главное – рядом. Поэтому передвигались по городам и странам вместе, семьями. Было три страны, где мы работали таким образом.
На съемочной площадке вы, сценаристы, превратились один – в актера, другой – в режиссера? Сложно ли было переключиться на другие роли, избежать конфликтов и путаницы?
Изначально не планировалось, что я буду играть главную роль, а Саша будет режиссером. Мы искали режиссера и проводили кастинг на роль Толи, даже уже подобрали трех претендентов на главную роль. Однажды, глядя на наши поиски, Джаник Файзиев сказал: «Я, как человек со стороны, хочу вам сказать, что лучше, чем вы сами сделаете фильм, никто не сделает. Не ищете режиссера, не ищите главного героя, сделайте все сами». С этого все началось. Потом и инвестор тоже сказал: «Сережа, я отдаю деньги, если ты будешь сам там играть». Поначалу для нас это был ужас – заниматься абсолютно всем, но мы выжили. На съемочной площадке мы подготовились к возможной путанице и установили договоренность: каждый выполняет свои функции, чтобы не было, как «лебедь рак и щука». Во время съемок я – актер, Саша – режиссер. Если у меня есть какие-то замечания к актерам – я могу их предложить только через режиссера. В обеденные перерывы я превращался в продюсера, а Саша – в монтажера. После смены ночью мы превращались в авторов сценария: смотрели материал, чтобы что-то переписать в сценарии до завтрашнего дня, внести новые предложения. Поэтому фильм «Жених» анонсируется как фильм Сергея Светлакова и Александра Незлобина – потому что это не разбить.
Большинство актеров фильма не имеют профессионального образования
Как вы относитесь к своему герою Толе? Почему в народных комедиях в русских героях всегда есть некая нелепость?
Это вечный вопрос, и я, правда, не знаю, почему у нас в крови существует какая-то нелепость, в нас много всего разного сочетается. Своего героя я понимаю и люблю. Не хочу сказать, что он пример для подражания, но для меня он – один из героев нашего времени: немножко бесхребетный, не думающий о карьере, о будущем, о том, что надо строить семью. Толя – это такой шалопут, но со своими хорошими, добрыми понятиями в голове, ведь он готов биться за свою любовь, готов меняться. И в течение фильма он действительно становится другим и начинает понимать многие вещи в своей жизни. То есть в нем есть куча плохого и куча хорошего, как и в большинстве людей в нашей стране. Он думает, что у него, возможно, и нет будущего, но готов попробовать его изменить. Толя – такой бесхребетный герой, но со своим позитивным лицом, который хочет исправиться.
В фильме «Жених» много непрофессиональных актеров. Расскажите о кастинге, как вы подбирали людей на главные роли?
Очень уважаемые в нашей стране кинематографисты говорили нам, чтобы мы ни в коем случае не брали в фильм много непрофессиональных актеров, иначе, дескать, мы уйдем в самодеятельность. Но в итоге в комедии «Жених» около 70% актеров оказались непрофессионалами, то есть без актерского образования. Многие люди с профессиональным актерским образованием приходили на кастинг, и мы не могли убрать в них театральность, поставленность, и никакие красные дипломы и корочки ВГИКа не помогли им сыграть элементарный кусок жизни.
Фильм планировали выпустить в мае, поэтому изначально проект назывался «Майские»
Непрофессиональные люди точно попадали в жизнь! Еще до съемок, увидев молодых ребят-дагестанцев в «Comedy Баттл», я сразу в голову заложил, что прикольно было бы в кино сделать двух смешных, в меру ограниченных дагестанцев, которые бы где-то тупили, где-то говорили про Кадырова, показать таких наивных парней… Когда в фильме «Жених» возникли такие персонажи, то я пригласил ребят, и у них все замечательно получилось. Ольга Картункова (КВН. – Ред.) дебютировала в кино, сыграв в «Женихе» Любу, и она – тоже без театрального или киношного образования… И так – многие другие люди, снявшиеся у нас. В кастинге у нас был такой подход – собрать людей, которые одарены от природы, но по какой-то причине этот дар пока что не использовался в кино.
Как нашли актера на роль немца Гельмута?
Мы понимали, что нам нужен настоящий немец с впечатляющей арийской внешностью. Кто-то вспомнил, что у Бондарчука в «Сталинграде» был такой немец (актер Филипп Рейнхардт. – Ред.). Оказалось, что в это время где-то в соседнем районе они праздновали «шапку» (окончание съемочного процесса. – Ред.). Мы ринулись туда, пообщались с Филиппом, написали немецкими буквами русские слова «я немец лететь в Россию Алена», дали ему прочитать – в общем, устроили такие маленькие пробы. Он очень точно попал в образ.
Основная мысль фильма – борьба за любовь
Как проходили съемки среди веселых и находчивых дебютантов?
Мы пытались учиться на нашем советском кино. А как делали раньше? Выбиралось место съемки, и вся группа заранее приезжала туда и начинала жить в своих образах. Мы снимали на даче Короленко в Геленджике. Приехали туда заранее, и актеры пробовали себя вести так, как наши герои вели бы себя на месте. В образах кушали за общим столом, общались, разговаривали… Таким образом корректировали сценарий – появилось много новых монологов, шуточек за столом, фраз, которые потом вошли в фильм. Например, тост моего героя за своего деда родился именно таким образом, и в нем действительно говорится про моего деда.
В первый съемочный день съемки сорвались: выяснилось, что у нашего немецкого актера аллергия на ос. А там все было в осах… В итоге наш немец убежал так далеко, что приходилось доезжать к нему на машине. Филипп объяснил, что, если его укусит оса, он умрет. Настолько все это было серьезно. На следующий день были подняты все местные пчеловоды, специальные люди с какими-то химикатами выехали из Новороссийска и обещали, что после их работы в окрестности даже комаров не останется. Они работали всю ночь. Утром мы пришли на площадку и обнаружили гробовую тишину – ни птички, ни комара, ни мухи… Выжженное поле. Никого не было слышно… кроме ос! Осам, видимо, все эти химикаты пришлись по кайфу… После этого вызвали специального человека уже из Москвы, из научного института. Приехал с дипломатом, провел на месте около двух часов, и после него действительно осы исчезли. Не знаю, что он сделал, но ос больше не было, и мы начали съемки.
Сергей, как бы вы определили основной посыл фильма?
Первое – за любовь надо бороться. Второе – каждый имеет право на ошибку: и человек, и нация.
Российская премьера фильма «Жених» состоится 15 сентября
Первые зрители сравнивают фильм с «Горько!». Согласны ли вы с этими сравнениями?
В чем-то мы похожи, в чем-то – абсолютно разные. У фильмов общая материя – это кино про нас, про сегодняшнее время, снятое одним простым и доступным языком. Для меня, например, фильм «Жених» добрее по отношению к людям. Это мое мнение, потому что в фильме «Горько!» больше сарказма, это некое зеркало, обращенное к обществу… «Жених» – более домашний, семейный фильм. Я имею отношение к обоим фильмам – и к «Горько!», и к «Жениху», наверное, это накладывает свой отпечаток. Мне это интересно, я в этом пытаюсь развиваться, идти дальше – создавать современную реалистичную картину простым языком, понятную абсолютно всем. Находить что-то очень простое и понятное и сделать из этого интересно. Этот сценарий мог быть и драмой, если бы мы не обходили углы и темы. Но я не умею и не хочу писать драмы, я хочу писать то, что у меня получится лучше всего: мне нравятся комедии…
«Жених» – это моя гордость, мне нравится то, что получилось. В городах собираются полные залы. Может быть, понятно, сначала люди идут, чтобы посмотреть на Светлакова или участника «Танцев…», или чувака из «Нашей Раши», но выходят из зала с другими словами. Ко мне подходят и говорят: «Вы, Сергей, не зря живете, спасибо за позитив, которого так сильно не хватает сейчас...» Дело не в каком-то творческом признании, я не поеду с этим фильмом по фестивалям, дело в том, что людей надо развлекать. Я считаю, что развлекать вот так – это правильно: в фильме «Жених» есть допустимая грань во всем – в доброте, в жесткости, в современных темах и каких-то углах, которые надо где-то обходить в жизни, где-то плюсовать, где-то не говорить, так как этого и так хватает в жизни.